05. Образовательные стандарты и требования.

Актуальные изменения в системе дошкольного образования – Переход ДОО на ФГОС

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

17 октября 2013 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Таким образом, любая дошкольная образовательная организация (далее ДОО) руководствуется на сегодняшний момент основными нормативными документами:

  •  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (введен в действие с 01.12.2013 г.)
  •  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  • ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1014)
  •  СанПиН 2.4.1.3049-13 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.Регистрационный № 28564)

В «Законе об образовании» раскрываются основные понятия, используемые в законе, основные принципы государственной политики в области образования, структура системы образования и уровни общего образования, права, обязанности и ответственность ОО и родителей в области образования, плата за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ОО).А также организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В существующем законе выделена целая статья 64. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

  1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для дошкольников видов деятельности.

В новом «Законе об образовании» дошкольное воспитание становится первым уровнем общего образования, хотя и необязательным, а, следовательно, оно должно быть стандартизировано.

Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений с введением стандарта дошкольного образования?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность государственных требований к дошкольному образованию.

Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями).

Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)

ЦЕЛИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение.

Содержание программы дошкольного образования должно охватывать 5 образовательных областей (ОО)

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Немного о том, как отражены в ФГОС данные области

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
  • развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; готовности к совместной деятельности;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие:

  • развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; познавательных действий;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, пространство, время и др.), о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о природе, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

5. Физическое развитие:

  • приобретение опыта двигательной деятельности: выполнение упражнений, развитие физических качеств (координация, гибкость), формирование опорно-двигательной системы организма. Развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук. Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формирование полезных привычек и др.)

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Как видим из содержания документов, и «Закон об образовании», и ФГОС основаны на признанных исследованиях дошкольного детства ведущими педагогами современности и отвечают всем требованиям физиологии, педагогики, психологии дошкольника. Содержание дошкольного образования практически не поменялось, оно стало носить другую направленность. На первое место ставится социализация ребенка, создание такой социально-психологической среды, которая позволит создать психолого-педагогические условия, в которых воплощено:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование положительной самооценки, уверенности;
  • соответствие форм и методов работы возрасту и индивидуальным особенностям детей (недопустимость искусственного ускорения и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность, как участников образовательных отношений.

ФГОС дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (подробнее о Программе).

Приказ  министерства просвещения № 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (текст на  сайте министерства просвещения)