Актуальные изменения в системе дошкольного образования – Переход ДОО на ФГОС
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
17 октября 2013 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Таким образом, любая дошкольная образовательная организация (далее ДОО) руководствуется на сегодняшний момент основными нормативными документами:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (введен в действие с 01.12.2013 г.)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
- ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1014)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.Регистрационный № 28564)
В «Законе об образовании» раскрываются основные понятия, используемые в законе, основные принципы государственной политики в области образования, структура системы образования и уровни общего образования, права, обязанности и ответственность ОО и родителей в области образования, плата за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ОО).А также организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В существующем законе выделена целая статья 64. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
- Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
- Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для дошкольников видов деятельности.
В новом «Законе об образовании» дошкольное воспитание становится первым уровнем общего образования, хотя и необязательным, а, следовательно, оно должно быть стандартизировано.
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений с введением стандарта дошкольного образования?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность государственных требований к дошкольному образованию.
Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями).
Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФГОС ДО:
- поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)
ЦЕЛИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение.
Содержание программы дошкольного образования должно охватывать 5 образовательных областей (ОО)
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Немного о том, как отражены в ФГОС данные области
1. Социально-коммуникативное развитие:
- усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; готовности к совместной деятельности;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие:
- развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; познавательных действий;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, пространство, время и др.), о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о природе, многообразии стран и народов мира.
3. Речевое развитие:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
5. Физическое развитие:
- приобретение опыта двигательной деятельности: выполнение упражнений, развитие физических качеств (координация, гибкость), формирование опорно-двигательной системы организма. Развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук. Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формирование полезных привычек и др.)
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
Как видим из содержания документов, и «Закон об образовании», и ФГОС основаны на признанных исследованиях дошкольного детства ведущими педагогами современности и отвечают всем требованиям физиологии, педагогики, психологии дошкольника. Содержание дошкольного образования практически не поменялось, оно стало носить другую направленность. На первое место ставится социализация ребенка, создание такой социально-психологической среды, которая позволит создать психолого-педагогические условия, в которых воплощено:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование положительной самооценки, уверенности;
- соответствие форм и методов работы возрасту и индивидуальным особенностям детей (недопустимость искусственного ускорения и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность, как участников образовательных отношений.
ФГОС дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (подробнее о Программе).
Приказ министерства просвещения № 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (текст на сайте министерства просвещения)